ГлавнаяЦентр "Точка роста" Образовательные программы

Образовательные программы

Точка роста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (проект)
  • Формы обучения:
    очная
    Нормативный срок обучения:
    5-9 классы
    Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
    В образовательной программе представлены следующие разделы: 1. Методы исследований в биологии. 2. Ботаника. 3. Зоология. 4. Анатомия и физиология человека. 5. Цитология. 6. Генетика. 7. Экология. Данные разделы выбраны с учётом наиболее широких возможностей по применению оборудования центра «Точка роста» как для проведения лабораторных работ, так и для демонстрационного эксперимента. Кроме того, перечисленные разделы обладают наибольшим потенциалом для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Биологическое наблюдение и эксперимент проводятся в форме лабораторных и демонстраций. Демонстрационный эксперимент проводится в следующих случаях: 1. имеющееся в наличии количество приборов и цифровых датчиков не позволяет организовать индивидуальную,парную или групповую лабораторную работу; 2. эксперимент имеет небольшую продолжительность и сложность и входит в структуру урока
    Уровень образования:
    Основное общее образование
    Описание программы:

    Оснащение общеобразовательных школ современным аналоговым и цифровым оборудованием является материальной базой реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Это открывает новые возможности в урочной и внеурочной,внеклассной деятельности и является неотъемлемым условием формирования высокотехнологичной среды школы, без которой сложно представить не только профильное обучение, но и современный образовательный процесс в целом. Разрастается поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия,тем более в условиях обучения предмету на углублённом уровне, предполагаемом профилизацией обучения. Высокая сложность работы с современным цифровым, обеспечение его работоспособности, недостаточность методического обеспечения — всё это зачастую вступает в противоречие с недостаточностью информационных и инструментальных компетенций педагога.
    Разрешение данного конфликта возможно в практической деятельности, в выполнении демонстрационных и лабораторных работ, организации лабораторного эксперимента, в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности,являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь,составляют основу научного мировоззрения. В то же время отрабатывается методика постановки эксперимента. Тематика рассматриваемых экспериментов, количественных опытов, соответствует структуре примерной образовательной программы по биологии,содержанию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.Поставляемые в школы современные средства обучения, в рамках проекта центра «Точка роста», содержат как уже известное оборудование, так и принципиально новое. Прежде всего, это цифровые лаборатории с наборами датчиков,позволяющие проводить измерения физических, химических, физиологических параметров окружающей среды и организмов. В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий. Рассмотренные в пособии опыты прошли широкую апробацию. Многолетняя практика использования цифровых лабораторий и микроскопической техники в школе показала, что современные технические средства обучения нового поколения позволяют добиться высокого уровня усвоения знаний,формирования практических навыков биологических исследований, устойчивого роста познавательного интереса школьников и, как следствие высокого уровня учебной мотивации.
    Цель и задачи

    • реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности,в том числе в рамках внеурочной деятельности обучающихся;
    • разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности, а также иных программ,в том числе в каникулярный период;
    • вовлечение учащихся и педагогических работников в проектную деятельность;
    • организация внеучебной деятельности в каникулярный период, разработка и реализация соответствующих образовательных программ, в том числе для лагерей,организованных предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:
    • оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология»;
    • оборудованием, средствами обучения и воспитания для реализации программ дополнительного образования естественно-научной направленностей;
    • компьютерным и иным оборудованием.
    Современные экспериментальные исследования по биологии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)прописано,что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися должностать умение
    «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
    Учебный эксперимент по биологии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не может позволить в полной мере решить все задачи в современной школе.
    Это связано с рядом причин:
    • традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования;
    • длительность проведения биологических исследований не всегда
    • согласуется с длительностью учебных занятий;
    • возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями техники безопасности и др.
    Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельности и решает вышеперечисленные проблемы.Широкий спектр датчиков позволяют учащимся знакомиться с параметрами биологического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствии экспериментатора, а частота их измерений не подвластна человеческому восприятию.
    В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
    • в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание н а измеряемых величинах, терминологии;
    • в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
    • в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность многомерность); в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение.
    • формирование исследовательских умений учащихся, которые выражаются в следующих действиях:
    1. определение проблемы;
    2. постановка исследовательской задачи;
    3. планирование решения задачи;
    4. построение моделей;
    5. выдвижение гипотез;
    6. экспериментальная проверка гипотез;
    7. анализ данных экспериментов или наблюдений;
    8. формулирование выводов.
    Последние годы у учащихся наблюдается низкая мотивация изучения естественно-научных дисциплин и как следствие падение качества образования.
    Поставляемые в школы современные средства обучения, в рамках проекта «Точка роста»,содержат как уже хорошо известное оборудование, так и принципиально новое. Это цифровые лаборатории и датчиковые системы. В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий. Тематика предложенных экспериментов,количественных опытов, соответствует структуре примерной образовательной программы по биологии, содержанию Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) основного общего образования.
    Рассмотренные в пособии опыты прошли широкую апробацию. Многолетняя практика использования химических приборов, ЦЛ в школе показала, что современные технические средства обучения нового поколения позволяют добиться высокого уровня усвоения учебного материала,устойчивого роста познавательного интереса школьников,т.е. преодолеть те проблемы, о которых так много говорят, когда речь заходит о современном школьном биологическом образовании.

  • Программа (PDF; 1.03 Мб )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ (проект)
  • Формы обучения:
    очная
    Нормативный срок обучения:
    8-9 классы
    Уровень образования:
    Основная образовательная программа
  • Программа (PDF; 915.35 Кб )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ (проект)
  • Формы обучения:
    очная
    Нормативный срок обучения:
    7-9 классы
    Практика, предусмотренная образовательной программой:
    Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка роста») Наблюдение электрического взаимодействия тел Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении. Изучение последовательного соединения проводников. Изучение параллельного соединения проводников Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Измерение работы и мощности электрического тока. Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током. Исследование явления намагничивания железа. Изучение принципа действия электромагнитного реле. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. Изучение принципа действия электродвигателя. Изучение явления электромагнитной индукции. Изучение принципа действия трансформатора. Изучение явления распространения света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Изучение свойств изображения в плоском зеркале. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы. Наблюдение явления дисперсии света. Квантовые явления Опыты Резерфорда.Планетарная модель атома.Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-,бета-и гамма-излучения. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия.Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Демонстрации Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц. Лабораторные работы и опыты Наблюдение линейчатых спектров излучения. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром. Строение и эволюция Вселенной Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной Системы. Физическая природа Солнца и звезд.Строение Вселенной.Эволюция Вселенной. Демонстрации Астрономические наблюдения. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба. Наблюдение движения Луны,Солнца и планет относительно звезд.
    Уровень образования:
    Основное общее образование
  • Программа (PDF; 1.08 Мб )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Биология: избранные вопросы» (проект)
  • Формы обучения:
    Очная
    Нормативный срок обучения:
    1 год
    Уровень образования:
    основное общее образование
    Описание программы:

    Внеурочная деятельность «Практическая биология»позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
    Преподавание внеурочной деятельности предполагает использование различных педагогических методов и приёмов:лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ,тренинги
    - работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
    Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
    Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
    Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
    Внеурочная деятельность рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы. Цель курса:
    Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.
    Задачи курса:
    1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
    2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
    3. Развить умения анализировать,сравнивать,обобщать,делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

  • Программа (PDF; 397.86 Кб )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Физика вокруг нас» (проект)
  • Формы обучения:
    очная
    Нормативный срок обучения:
    1 год
    Уровень образования:
    Основное общее образование
    Описание программы:

    Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 10-15 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников.
    Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
    Актуальность программы. Дидактический смысл деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности.
    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.
    Возрастная группа:7 класс
    Курс рассчитан на 1 год обучения,1часвнеделю.Всего35часов.
    Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.
    Задачи: Обучающие:
    • формировать представление об исследовательской деятельности;
    • обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
    • формировать навыки сотрудничества.
    Развивающие:
    • развивать умения и навыки исследовательского поиска;
    • развивать познавательные потребности и способности;
    • развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
    Воспитательные:

    • воспитывать аккуратность, интерес к окружающем умиру;
    • воспитать творческую личность;
    • воспитывать самостоятельность,умение работать в коллективе.

  • Программа (PDF; 395.62 Кб )
Дополнительная образовательная программа естественно-научной направленности «Познавательная биология"
  • Формы обучения:
    очная
    Нормативный срок обучения:
    1 год
    Уровень образования:
    Основное общее образование
  • Программа (PDF; 441.45 Кб )